3. Здоровьесозидающий характер образовательного процесса.

Раздел 3.        Здоровьесозидающий характер образовательного процесса
3.1.      Профессиональная подготовленность педагогического коллектива
в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников
В ГБОУ № 643 Созданы условия для непрерывного развития потенциала учителя ОУ:
-  Построена система внутрифирменного повышения квалификации учителей, включающая в себя комплекс тематических мероприятий, в том числе, по здоровьесозиданию и смежным областям.
- Педагоги ОУ регулярно повышают свою квалификацию.  Так, например, 20 педагогов в 2014 гг. прошли обучение в рамках постоянно действующего семинара и получили статус педагогов с тьюторскими компетентностями. Приложение3.1.А. Повышение квалификации   педагогов
- Активизирована проектная деятельность педагогов.
- Организован регулярный мониторинг по изучению запросов и возможностей педагогического коллектива ОУ, потребностей в повышении уровня квалификации,
- Организована деятельность педагогов по самообразованию, сформирован методический банк разработок и инновационных продуктов, созданных учителями,
Участие в конкурсах подтверждает профессиональную подготовленность педагогического коллектива. Критерий подготовленности в области ЗОЖ внесен в эффективный контракт.

3.2.      Отсутствие учебных перегрузок обучающихся, воспитанников
Система индивидуальных образовательных маршрутов ГБОУ 643 позволяет оптимизировать уровень нагрузок, подобрать оптимальный вариант для каждого конкретного ребенка.
Расписание уроков и внеурочных занятий составлено в соответствии с требованиями норм СанПиН 2.4.2.2821-10; обеспечено рациональное распределение учебной нагрузки в течение урока, в четверти, в учебном году; чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся.
Устранение учебной и физической перегрузки через применение здоровьесберегающих образовательных технологий: построение уроков с позиции здоровьесозидания, применение физминуток, пальчиковой гимнастики, логопедических разминок и др.

3.3.      Отсутствие психологических перегрузок,   психологическая безопасности обучающихся
обеспечена следующими мероприятиями:
Направление
Мероприятия
1
Проведение в ГБОУ 643
общешкольных психологических мероприятий
В ГБОУ 643 внедрен мониторинг физического и психологического здоровья учащихся медперсоналом и школьным психологом-куратором.
Педагогами применяется методы экспресс-диагностики на уроке, адаптированные психологом для педагогической общественности
Проводятся психологические мероприятия:
-  профилактической направленности - формирование эмоционально благополучной среды в урочной и внеклассной деятельности,
- коррекционной направленности - как индивидуальные, так и на уровне конкретной группы со схожими нарушениями в психологической адаптации
Построена система мероприятий для педагогов и родителей:  просветительского характера (семинаров, собраний, консультаций и т.д.),  в тренинговом формате (мастер-классы, тематические дни и праздники) и т.д.
2
Внедрение психологических технологий в практику образовательного процесса
- в ГБОУ 643 функционирует службы сопровождения (психолог, логопед, соц.педагог), ведется работа педагога-предметника совместно с психологом,
- активно применяются элементы релаксации, арт-терапии,
- обеспечено разнообразие домашних заданий (творческий характер, вариативность), учитываются  индивидуальные особенности ребенка
Сформирована система мероприятий на общеобразовательных уроках:
- разработаны и внедрены в практику образовательного процесса психологические разминки и разгрузки для применения на уроке.
- педагоги проходят обучение методам игровой экспресс-диагностики психологического состояния на уроке,
- отмечено укрепление социально-психологического климата в классе
Работа по профилактике стресса на отчетных и экзаменационных мероприятиях
3
Работа с педагогами
Налажена система работы с педагогами, направленная на снижение уровня стресса, профилактику психологического выгорания, сплочения коллектива и т.д. посредством  разработки и проведения тематических мероприятий для педагогов, что является способом укрепления психологического состояния педагогов, в том числе, как залог психологического благополучия  учащихся




3.4.      Использование здоровьесберегающих и здоровьесозидающих
педагогических технологий в образовательном процессе
В ГБОУ 643 реализуется комплекс здороьесберегающих технологий:
- защитно-профилактические технологии: выполнения  санитарно-гигиенических требований, проведение прививок и т.д.;
-компенсаторно-нейтрализующие: физкультминутки, корригирующая гимнастика, комплексы упражнений на развитие мелкой моторики, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, минуты тишины, минуты музыки, психогимнастика,
- стимулирующие технологии: закаливание, регулярная двигательная активность, тренинги)
- информационно- обучающие технологии: просветительские, воспитательные и  образовательные технологии по тематике культуры здоровья и ЗОЖ.
Образовательные здоровьесберегающие технологии, применяемые в ГБОУ 643:
- технологии обучения в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО: личностно-ориентированое обучение, педагогика сотрудничества, исследовательская и проектная деятельность и др.).
- организационно-педагогические: грамотная организация структуры учебного процесса: предотвращение переутомления, гиподинамии и т.д.,
- психолого-педагогические: построение благоприятного социально-психологического климата в ОУ, адекватный стиль взаимодействия педагога и обучающихся.
 - учебно-воспитательные: программы, направленные на обучение учащихся заботе о своем здоровье, мотивацию к ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей и др.
Технология тьюторского сопровождения процесса индивидуализации обучения как фактор здоровьесозидающего образования ГБОУ 643 включает в себя следующие разработанные этапы:
-  Определение познавательного интереса подростка.
-  Формулирование образовательного вопроса.
-  Постановка цели образовательной деятельности.
-  Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка «план-карты познавательного интереса».
- Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности - «сбор портфолио», «образовательный проект».
-  Анализ итогов образовательной деятельности – «презентация портфолио или проекта».
-  Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив.
Прил.3.4. Мероприятия по направлению «Профориентация. В рамках системы работы происходит:
-овладение  каждым старшеклассником культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений;
- проектирование образовательных маршрутов профильного обучения, моделирование образа своего будущего, развитие необходимых ресурсов для осознанного профессионального выбора;
-  организация работы по использованию каждым старшеклассником всего возможного ресурса сетевого взаимодействия (открытого образования) и построение своей собственной индивидуальной образовательной программы; развитие личностного потенциала каждого старшеклассника.

3.5.      Психологический климат в коллективах обучающихся, воспитанников
В результате проведения регулярной психодиагностики в ГБОУ 643 отмечен благоприятный социально-психологический климат Коллектив формируется из зачисленных в школу учащихся, классы формируются с учетом пожеланий родителей; свободных мест; отслеживается количество мальчиков и девочек в классе. Классные руководители в начале учебного года фиксируют общую характеристику класса. При выявлении сложностей в общении подключаются специалисты (психолог, соц.педагог, логопед). Приложение 3.5. Мониторинг, психодиагностика

3.6.      Применение психолого-педагогических приемов для снятия эмоционального напряжения на уроке, при проведении опросов и экзаменов, проблема оценок
Категория лиц
Мероприятия
1
Учащиеся
Профилактическая работа:  психологической службой ОУ и педагогами школы ведется деятельность по формированию навыков самооценки и оценки  своих работ и работ своих товарищей объективно, аргументировано, корректно. Ведется работа по воспитанию реакции на внешние оценки.
Непосредственно перед  экзаменами в классах проводятся психологические тренинги. Детям предоставляются адресные рекомендации психолога по развитию навыков саморегуляции. Ученики  учатся применять их в стрессовых (контрольных) ситуациях.
2
Родители
Для родителей проводится серия практических собраний о значении отметки. Разработаны памятки о снятии  эмоционального напряжения)
3
Педагоги
С педагогами проводятся семинары, посвященные методам обеспечения психологического благополучия детей (Прил. 3.6. Примеры рекомендаций)

3.7.      Стиль педагогического общения педагога с обучающимися, воспитанниками
  В школе построена система  тьюторского  стиля взаимодействия педагога, что подтверждается не только состоянием здоровья и комфортности учащихся, но также прямым анкетированием. Психологической службой ведется регулярная работа как с учащимися, так и с педагогами, что позволяет обеспечить благополучие участников образовательного процесса.
Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи. Тьютор – это особая педагогическая позиция: в основе взаимодействия тьютора и ученика лежит субъектная активность ученика. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности ученика, т. е. цели этой деятельности определяются учеником на основе его индивидуальных интересов, направленностей. Ученик самостоятельно осуществляет реальную образовательную деятельность, а тьютор обсуждает и анализирует эту деятельность вместе с учеником: зачем ему эта деятельность, каковы результаты деятельности, что они означают, к каким переменам ведут, в чем причины успеха и неудачи и т. д.

3.8.      Степень реализации педагогом индивидуального подхода к обучающимся
Система индивидуализации является основой деятельности ОУ 643 и включает комплекс элементов:
-       Тьюторское сопровождение учащихся на уроках и во внеурочное время.
-       Разработка индивидуальных оздоровительно-образовательных маршрутов.
-       Организация консультаций педагогов. Работа с логопедом.
-       Работа с портфолио. Организация профильного обучения.
-       Использование индивидуальных заданий разных типов и уровней сложности (набор заданий и контрольных работ с разным уровнем сложности),
-       Индивидуальный темп работы, проведение обучающих игр.
-       В проектную деятельность вовлечены все классы, выбор темы идет от интересов обучающегося.
-       Организация учебного сотрудничества на уроках и во внеурочное время (постоянно).
Системная индивидуализация позволяет:
- учесть индивидуальные особенности личности, подобрать оптимальный для конкретного учащегося маршрут развития и обучения,
- выявить области профессиональных интересов и склонностей.
- формировать способность принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии;
- создать условия для развития широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, формировать практический опыт в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности;
- оказывать психолого-педагогическую поддержку и сопровождение.




«ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»


Комментариев нет:

Отправить комментарий